Портал эзотерики и оккультизма

 

Эзотерика, магия, оккультизм, духовное развитие человека, мифы и легенды, статьи о магии и непознанном!

 

Елена Петровна Блаватская родилась 12 августа (или 31 июля по старому григорианскому календарю) 1831 г. в семье полковник Петра Алексеевич фон Ган и Елены Андреевны Ган. В течение пяти лет (до ее замужества) Елену воспитывали родители матери. Елена Павловна Долгорукая – бабушка по материнской линии была женщина в высшей степени одарённая, она была известна своими научными трудами.

 

С детства Елена изумляла домашних и друзей своими незаурядными психическими способностями, она была наделена очень чуткой натурой и самыми разнообразными дарованиями: блестящие способности к языкам, превосходно играла на фортепиано и рисовала, была отважной наездницей и… необыкновенно тонкое чувство природы. Ещё в детстве она начала сознавать, что её жизнь станет каким-то высоким служением, что ею руководят, её оберегают.

 

Когда ей не было еще и 17 лет, Елена вышла замуж за немолодого Никифора Васильевича Блаватского, который был назначен вице-губернатором Еревана. Однако этот брак не стал для Елены чем-то действительно серьезным. Вскоре она бежит из дома и путешествует по Турции, Египту и Греции, живя на деньги, которые ей присылает отец. В 1851 г., когда ей исполняется двадцать лет, в Лондоне она встречает того, кого знает по своим детским видениям — посвященного с Востока, из раджпутов, Учителя Морью, или М. — под этим именем он стал впоследствии известен среди теософов. Он поведал Елене о том, что ей предстоит совершить, и с этого момента она безоговорочно подчиняется его руководству — и на пути внутреннего оккультного совершенствования, и во внешней деятельности.

 

Вскоре после этой встречи Елена Блаватская отплывает в Канаду и совершает путешествие по США, Мексике, Южной Америке и островам Вест-Индия.

 

В 1852 году едет в Индию, — мимо мыса Доброй Надежды и через Цейлон. Её первая попытка проникнуть в Тибет оказалась неудачной, но побывала на острове Ява.

 

В 1853 г. она возвращается в Англию.

 

Летом 1854 г. Блаватская снова едет в Америку и с караваном переселенцев совершает переход через Скалистые Горы.

 

В конце 1855 г. она вновь отправляется в Индию через Японию и британскую колонию Стрейтс-Сетлментс. В этот раз она попала в Тибет через Кашмир и Ладакх, где под руководством Учителя она прошла определённые этапы своей оккультной подготовки.

 

В 1858 г. Елена Блаватская возвращается в Европу, посещает Францию и Германию, далее едет на родину, в Россию, неожиданно объявившись в своём семействе на Рождество, а потом некоторое время гостит у сестры в Пскове.

 

С 1860 по 1863 гг. она странствует по Кавказу, переживая очень мучительный духовный и физический кризис, и обретает в итоге полный контроль над своими оккультными способностями.

 

Осенью 1863 г. она снова покидает Россию и путешествует по Балканам, Египту, Сирии и Италии. Значительная част путешествий этого периода неизвестна, возможно, что в это время она была в Тибете. По некоторым источником в 1864 г. как раз и состоялось ее первое путешествие в Тибет.

 

В 1870 г. она возвращается в Грецию, оттуда плывёт в Египет и терпит кораблекрушение, её спасают, она добирается до Каира, где основывает Societe Spirite, которое, однако, вскоре распадается. Далее она странствует по Ближнему Востоку и в 1872 г. на короткое время возвращается к своим родным в Одессу.

 

Весной 1873 г. по указанию Учителя она едет в Париж, а затем и в Нью-Йорк; 7 июля 1873 г. она сходит на американский берег. Примерно к этому же времени относится начало её общественной деятельности. Елене Блаватской исполняется 42 года, она наделена многими, самыми невероятными психическими и оккультными способностями, которые целиком подчиняются её контролю. Как позднее отмечают те, кто занимался её обучением, она была лучшим доступным инструментом для совершения задуманной ими работы — представить миру в новой форме, хотя и в общих чертах, древнюю Теософию. "Знание, которое накапливалось веками, которое уточнялось и выверялось многими поколениями мудрецов...", это родительское древо истины, имевшее многочисленные ветви и побеги в виде религий, больших и малых. В задачу Блаватской входило, с одной стороны, бросить вызов укоренившимся представлениям и догмам скомпрометировавшей себя теологии, и, с другой, — оспорить не менее догматические воззрения науки своего времени. Правда, к тому моменту в этом двойном ряду фортификаций уже была пробита брешь, и произошло это благодаря спиритуализму, который захлестнул тогда всю Америку. Как говорила сама Е. П. Блаватская: "Я была послана доказать реальность существования феноменов и выявить ошибочность спиритуалистической теории относительно духов".

 

В Нью-Йорк Елена Блаватская знакомится с полковником Хенри Стила Олькоттом, который вскоре становится ее преданным другом. Хенри Стила Олькотт - юрист, человек высоких нравственных достоинств, получивший известность в годы Гражданской войны благодаря своей безупречной службе. К ним примыкает Уилльям Куон Джадж, молодой ирландский адвокат, сыгравший впоследствии выдающуюся роль в теософическом движении.

 

7-го сентября 1875 г. преимущественно стараниями Блаватской, Олькотта и Джаджа, а также ещё нескольких человек была создана организация, которую нарекли Теософическим Обществом. Целью данного общества становится содействия распространению древних учений Теософии, или той Мудрости в делах Божественных, которая послужила духовной основой для многих великих философских систем прошлого, таких как неоплатонизм, гностицизм и античные школы мистерий: "собирание и распространение знаний о законах, управляющих Вселенной".

 

17 ноября 1875 г. президент-основатель полковник Олькотт официально известил о создании Общества, и с тех пор эту дату принято считать днём его основания. Основатели изложили следующие задачи деятельности Общества:

 

1. Создание ядра Вселенского Братства Человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.

 

2. Содействие изучению сравнительной религии, философии и науки.

 

3. Исследование необъяснённых законов Природы и сил, сокрытых в человеке.

 

В сентябре 1877 г. в нью-йоркском издательстве J.W. Bouton'a вышел в свет первый монументальный труд Е.П. Блаватской "Разоблаченная Исида". В книге показана природа и происхождение магии, корни христианства, ошибки богословия и заблуждения признанных научных авторитетов, история развития оккультных наук.

 

Первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней, оказав мощное воздействие на умы читающей и мыслящей публики. По мнению нью-йоркской Herald-Tribune, книга явилась одним из "выдающихся творений века", другие газеты и журналы высказались в таком же духе.

 

8 июля 1878 г. Е. П. Блаватская стала первой русской женщиной, принявшей американское гражданство, это событие получило самую широкую огласку на страницах различных газет.

 

Проработав ещё три года в США, Е. П. Блаватская и полковник Олькотт уезжают в Бомбей, в Индию, где устраивают штаб-квартиру Общества. Здесь они знакомятся с Алфредом Перси Синнетт — в то время редактором правительственной аллахабадской газеты "The Pioneer".. Синнетт всерьёз заинтересовался учением теософического движения и его деятельностью, вследствие чего Е. П. Блаватская дала согласие на попытку установить контакт посредством переписки между ним и двумя адептами, оказывавшими содействие движению — Учителем Морьей и Учителем Кут Хуми, из кашмирских браминов. Переписка продолжалась с 1880 по 1884 гг., и многочисленные ответы этих мудрецов на вопросы Синнетта и другого англичанина, А. О. Хьюма, были впоследствии опубликованы в виде книги под названием "The Mahatma Letters to A. P. Sinnett" (Письма Махатм к А. П. Синнетту), London, 1923. Оригиналы писем Учителей хранятся в Британском музее как большая ценность, и к ним можно получить доступ только по особому разрешению Отдела редких рукописей.

 

В октябре 1879 г. Выходит первый номер теософического журнала The Theosophist (издается до настоящего времени), редактором журнала становится Е.П. Блаватская.

 

В это время Общество быстро расширяется, к нему примыкает ряд выдающихся людей из Индии и других стран. В мае 1880 г. Блаватская и Олькотт едут на Цейлон, где полковник т начинает работу по возрождению буддизма в этой стране. Они оба принимают "панча шила", то есть официально становятся буддистами.

 

В мае 1882 г. в Адьяре, близ Мадраса, было куплено поместье, куда в конце года переезжает штаб-квартира Общества. Адьяр вскоре

Фотогрфия. Теософская конвенция (съезд). Адьяр. 1884

 

становится центром всемирной деятельности, и основатели вместе с небольшой группой соратников отдаются ей целиком. Предпринимаются поездки в самые отдалённые районы Индии, основываются филиалы, принимаются посетители, ведётся обширнейшая переписка, готовятся к публикации в основанном незадолго до этого теософическом журнале ценнейшие научные материалы. Эти труды преследовали цель пробудить в индусах интерес к тем духовным ценностям, которые заключали в себе древние Священные Писания их родины.

 

В 1884 г. полк. Олькотт отбывает в Лондон с петицией к Британскому правительству от буддистов Цейлона. Е. П. Блаватская, состояние здоровья которой в это время резко ухудшилось, едет в Европу вместе с ним. После недолгого пребывания в Париже и Лондоне осенью она поселяется в Германии, в Эльберфельде, и с головой уходит в работу над "Тайной Доктриной".

 

В это время в Адьяре иезуиты спешно готовят заговор. В конце декабря Елена Блаватская возвращается в Адьяр, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией. Она намерена предъявить судебный иск за грубую клевету о якобы мошенническом характере производимых ею феноменов. Однако другие члены, стоящие во главе Общества, по разным причинам решают не предавать это дело огласке, и Блаватская, не добившись справедливости, в марте 1885 г. уезжает в Европу, чтобы уже никогда не вернуться в Индию.

 

Сначала она поселяется в Вюрцбурге, в Германии, затем перебирается в Остенде, а весной 1887 г. по приглашению английских теософов переезжает в Лондон. Не обращая внимания на серьезное ухудшение здоровья и другие злоключения, Блаватская завершает "Тайную Доктрину". Работа бала опубликована в двух больших томах в октябре 1888 г.

 

"Тайная Доктрина" приносит Е. П. Блаватской признание выдающихся умов современности.

В 1887 г. Блаватская основывает в Лондоне ежемесячный журнал "Lucifer", который, как гласит надпись на его титульном листе, был задуман, чтобы "осветить предметы, сокрытые во мраке". Вышло двадцать томов этого периодического издания, после чего ему на смену пришло "The Theosophical Review".

 

В 1889 г. европейская штаб-квартира Общества обосновывается в Лондоне, Сент-Джонз-Вуд, на Авеню-Роуд 19, и здесь Елена Петровна пишет "The Key to Theosophy" (Ключ к Теософии): "изложение Этики, Науки и Философии, для изучения которых и было основано Теософическое Общество"; "The Voice of the Silence" (Голос Безмолвия), жемчужину теософической литературы, произведение, в которое вошли переводы избранных отрывков из священной восточной книги золотых правил, которую она выучила наизусть за время своего оккультного обучения в Тибете.

 

В 1888 г. Е.П. Блаватская основывает Эзотерическую Секцию, для более глубокого изучения эзотерической философии, и пишет "Наставления" для тех, кто занимался в этой секции.

 

Е.П. Блаватская скончалась 8 мая 1891 г. во время эпидемии гриппа, которая в те дни свирепствовала в Англии; её останки были преданы сожжению в Воукингском крематории в Суррее.

 

Своей жизнью и творчеством Елена Петровна Блаватская снискала право считаться одним из величайших адептов в истории западной цивилизации, прямым посланником Транс-Гималайского Братства. Бесспорно, она стала значительной личностью в нравственном развитии человечества, открывшей новые пути миропонимания.

Бесплатный конструктор сайтовuCoz